Elettracompany.com

Компьютерный справочник
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Спасите котика читать онлайн

Спасите котика читать онлайн

Спасите котика! И другие секреты сценарного мастерства

The last book on screenwriting you’ll ever need

Издано с разрешения Michael Wiese Productions

Книга рекомендована к изданию Екатериной Пучковой

© Blake Snyder, 2005

© Перевод на русский язык, издание на русском языке, оформление. ООО «Манн, Иванов и Фербер», 2014

Все права защищены. Никакая часть электронной версии этой книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, включая размещение в сети Интернет и в корпоративных сетях, для частного и публичного использования без письменного разрешения владельца авторских прав.

Правовую поддержку издательства обеспечивает юридическая фирма «Вегас-Лекс».

© Электронная версия книги подготовлена компанией ЛитРес (www.litres.ru)

По мере чтения книги Блейка Снайдера я то и дело ловила себя на том, что применяю его идеи, подсказки и приемы, чтобы еще раз проверить и перепроверить собственные проекты, начатые и отданные на разработку практически во все студии города. Я считаю, это очень хорошо, что Блейк написал руководство, полезное всем – от новичка до опытного продюсера. Подобную книгу встретишь не часто.

Я также поймала себя на том, что прикидываю, как бы потактичнее порекомендовать эту книгу кое-кому из сценаристов, которым не помешало бы взять ее на вооружение. Только представьте, как бы заиграло все вокруг, если бы большая часть пишущей братии последовала советам Блейка. Мое воскресное чтение значительно бы улучшилось как с точки зрения качества сценариев, так и за счет появления новых авторов, понимающих принципы кинодраматургии и способных воплощать уже готовые идеи. (Блейк, вы действительно уверены, что хотите издать свою книгу? Это может здорово повысить конкуренцию!)

Я долгое время искала руководство, где приводились бы примеры успешных проектов известных киностудий («Мисс Конгениальность», «Крепкий орешек», «Блондинка в законе», «Знаки») и делался бы анализ внутренней кухни их производства по всем направлениям: жанр, сюжет, структура, маркетинг, подбор актеров. И чтобы при этом книга была понятна и полезна как новичку, так и профессионалу. «Спасите котика» – словно руководство Берлица[1] по переводу, позволяющее говорить на одном языке со всеми руководителями киностудий и продюсерами города. Стоит вам научиться думать как люди с чековыми книжками, и можете считать, вы на полпути к успеху.

Я не преувеличиваю, когда говорю, что в нашей компании – в одной из колыбелей, где рождаются сценаристы и где начинается их путь к славе, – мы рекомендуем к практическому применению без исключения все те принципы, о которых пишет Блейк: от просмотра фильмов соответствующих жанров и выделения их ключевых элементов до анализа актерского состава и художественного оформления постера и понимания, что в основе хорошей истории может лежать похожий фильм. Когда ко мне в руки попала книга «Спасите котика», у меня возникло ощущение, что последние шесть лет Блейк незримо присутствовал в нашей компании, слышал каждое наше слово и записывал, создавая свою «библию сценариста».

Опыт показывает, что принципы, приведенные в книге «Спасите котика», действительно работают. Я могу назвать несколько десятков имен писателей и сценаристов, для которых толчком к успешной карьере послужила именно философия, изложенная на страницах данного руководства. Оно бесценно! Остается только благодарить Бога, что Блейк собрал все это воедино так эффективно и с таким остроумием. Как и в любом хорошем произведении, легкая манера изложения позволит вам без особых усилий усвоить все инструкции и рекомендации. Вы и глазом моргнуть не успеете, как перевернете последнюю страницу, чувствуя, что узнали массу новой информации, и горя желанием взяться за свой следующий проект.

Я считаю эту книгу фундаментальной и в то же время принципиально новой, так как к анализу ремесла сценариста автор подходит в первую очередь с точки зрения бизнеса. Он соединяет две половинки целого. Ведь путь к успеху в нашей сфере деятельности заключается в умении соблюсти баланс между искусством и коммерцией. И эта книга – наглядное тому подтверждение!

Наравне с бесценной коллекцией великих сценариев, уже ставших классикой, «Спасите котика» – это одна из тех книг, которые обязательно должны быть на вашей полке рядом с бестселлерами Сида Филда[2]. Я обращаюсь к ней всякий раз, когда хочу освежить в памяти коммерческую структуру и стратегию кинодраматургии.

В качестве заключения хочу сказать, что я прочла десятки различных руководств по данной теме, и это первая книга по сценарному мастерству и ведению бизнеса, которую я порекомендовала своим коллегам в Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе включить в список книг для обязательного прочтения. Я считаю, что «Спасите котика» в обязательном порядке должен прочитать каждый, кто хотя бы мечтает вступить в игру.

Очередная книга о том, как писать сценарии?! Уверен, многие из вас именно так и подумали. В некоторой степени вы правы. Уже написано множество хороших руководств по данной теме. И если вы хотите знать, с чего все начиналось, читайте Сида Филда – это настоящий гуру сценаристики, который положил ей начало и стал обучать всех прочих.

Есть и другие очень хорошие руководства и курсы, многие из которых я проверил на себе.

Мне нравится книга Вики Кинг[3] с названием «Как написать сценарий фильма за 21 день». Звучит нереально, но у меня получилось. Более того, я даже успешно продал тот сценарий.

Я также очень ценю работы Джозефа Кэмпбелла[4] и считаю его «Героя с тысячью лицами» лучшей книгой о принципах построения повествования.

И, конечно, я питаю слабость к Роберту Макки[5] хотя бы за одну его манеру преподавания. Макки похож на Джона Хьюсмена в «Бумажной игре», и, если вы всерьез намерены стать сценаристом, вам непременно стоит посетить хотя бы один его семинар. Такую возможность нельзя упускать.

В конце концов, если вы насмотрелись достаточно фильмов, в том числе откровенно плохих, и говорите себе, что способны сделать нечто подобное, вы можете заключить, что вам абсолютно ни к чему учебник по сценаристике.

Тогда зачем нужна моя книга? Почему именно теперь?

И почему именно я могу рассказать вам что-то совершенно новое о том, как писать сценарии?

Начнем с того, что мне еще ни разу не попадалась книга по кинодраматургии, написанная тем языком, на котором говорим мы с вами. Я профессионально занят в киноиндустрии с детства. Для меня все началось, когда в возрасте восьми лет я сделал озвучку для отца. И с тех пор я все время сталкиваюсь с особым сленгом, принятым в этой области. А все книги написаны так академично! Они выхолощены и рассказывают о кино с придыханием и благоговейным трепетом. Но ведь это всего лишь кино! Я думаю, что такая практика очень мешает. Может, имеет смысл написать книгу о сценаристике тем языком, на котором говорят сами сценаристы и продюсеры?

Максимилиан Берлиц (1852–1921) – немецкий и американский лингвист и педагог, разработчик популярной методики обучения иностранным языкам и основатель международной системы школ, использующих эту методику. Прим. перев.

Сид Филд (1935–2013) – американский писатель, которого CNN назвало «гуру всех сценаристов». Его бестселлеры «Сценарий», «Книга сценариста» и «Решение проблем сценариста» используются более чем в 395 колледжах и университетах США и переведены на 19 языков. Прим. перев.

Вики Кинг – успешная американская писательница, сценарист, ведущий консультант в области киноиндустрии, читает собственный курс по кинодраматургии в Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе и дает семинары по всей Америке. Самая известная ее книга – «Как написать сценарий фильма за 21 день» (How to Write a Movie in 21 Days). Прим. перев.

Джозеф Кэмпбелл (1904–1987) – американский исследователь мифологии. В своей четырехтомной работе «Маски Бога» изучал распространенные мифологические сюжеты (похищение огня, потоп, непорочное зачатие, воскресающий герой и т. п.), присутствующие во многих культурах. По словам Джорджа Лукаса, именно этот автор вдохновил его на создание фильма «Звездные войны». Прим. перев.

Читать еще:  Как создать онлайн таблицу

Роберт Макки (род. 1941) – американский сценарист, теоретик искусства написания киносценариев, творческий инструктор сценаристов. Получил широкую известность после публикации книги «История на миллион долларов», которая стала настольной для многих сценаристов Голливуда. Прим. перев.

Спасите котика! Все, что нужно знать о сценарии

Save the Cat!® Strikes Back: More Trouble for Screenwriters to Get into… and Out of

3 октября 1957 года – 4 августа 2009 года

Начать эту книгу без ссылки на франшизы, конечно, сложно. Если вы читаете эту книгу, вы скорее всего болезненно осознаете, что Голливуд постоянно ищет идеальный ключевой элемент фильма, который так хорошо связан с людьми и способен вызвать такое понимание и резонанс, что зрителям хочется еще и еще. Обнаружение магической формулы, создающей кинофраншизу, более притягательно, чем кажется. Для каждого Бэтмена есть Электра – и это означает, что празднование идет полным ходом, когда режиссер успешно взламывает труднодостижимый код.

Я абсолютно уверена, когда Блейк Снайдер начинал писать свою первую книгу «Спасите котика!», ему не приходило и в голову, что он будет в авангарде создания «сценаристской практики франшизы». А если и была такая мысль, полагаю, он был хитрым парнем и понимал, насколько эта идея могла показаться далекой и несбыточной, как Святой Грааль для Индианы Джонса. Но тем не менее мы все здесь.

Прежде чем уйти из жизни, Блейк слышал от многих своих поклонников, что он, несомненно, взломал неуловимый код! Эти потоки лести побуждали его энергично продолжать поиски. С книгой «Спасите котика! Ответный удар» Блейк, как любой хороший создатель франшизы, блестяще нашел свой путь к третьей книге в серии, значительно наполненной новым материалом. Джордж Лукас и Стивен Спилберг, несомненно, должны обратить на это внимание!

Итак, давайте поговорим о том, что сделал Блейк в этой книге.

Во-первых, воодушевленный семинарами и лекциями, которые он проводил по всему миру, Блейк понял, что его аудитории нужно больше указаний, больше жесткости из лучших побуждений, больше основанных на здравом смысле советов по навигации и выживанию в Голливуде. Конечно, у него были свои собственные переживания и забавные случаи, но он также провел последние несколько лет, слушая других. Ему задавали тысячи вопросов, рассказывали тысячи историй, с ним делились невзгодами его читатели и ученики, и теперь Блейк нашел время официально обратиться к вам! Именно в этой книге вы найдете ответы и слова ободрения, касающиеся общих проблем сценарного мастерства и случайных «что будет, если», которые являются настоящим бедствием для новичков-писателей.

Блейк понял, что многие начинающие сценаристы добились большого успеха благодаря его советам и урокам, представленным в первых двух книгах. Со своими хорошо принятыми сценариями в руках они искали ответ на вопрос: «Что дальше?» И здесь можно найти личные соображения автора о том, как агенты и менеджеры воспринимают и интерпретируют замечания и что ожидать на совещаниях.

Блейк также понял, что художественный успех – это и тяжкое бремя. Написание сценария представляет собой ужасающую и изнуряющую рутинную работу, с одной стороны, а с другой – это удивительное, но требующее отдачи всех сил занятие. Он собрал потрясающие истории и полезные советы от работающих, профессиональных писателей, которые представляют и реалистичный, и творческий взгляд на путешествие, называемое «жизнь писателя». Это вы тоже найдете в книге.

И самое главное, Блейк делится мощной проникновенной и доверительной историей пути героя, который привел его от парня, утратившего свой творческий дух, прекратившего писать, и просто потерянного человека к дисциплинированному, позитивному и энергичному автору с новообретенным желанием писать, писать, писать. Каков же ключ к его масштабному сдвигу парадигмы? Блейк понял, что его упрямство, эгоистичность, независимость полностью разрушали любое позитивное привлекательное качество, которое у него могло быть, поэтому он разобрался в себе и начал писать от самого сердца. Он снова поверил в себя, и, надеюсь, его история поможет вам сделать то же самое.

С каждым словом становится ясно, что Блейк написал эту книгу, так как он хотел, чтобы вы знали, что вы не одни в тот момент, когда решите, что ненавидите историю, над которой работаете, когда вы подумаете, что потеряли последние шесть месяцев ваших выходных и вашего свободного времени, когда вы осознаете, есть что-то в вашем сюжете, но не можете понять конкретно что!

Блейк старается изо всех сил уверить вас: если вы знаете в глубине души, что хотите стать писателем, то существует множество превентивных и позитивных путей выхода из вашей сценарной «черной дыры». Он прекрасно понимал борьбу, происходящую в креативной, изобретательной душе – ведь он и его друзья уже были там и прошли взлеты и падения на непростом пути к карьере. В конце концов, все это стоит того.

Процитирую первую книгу «Спасите котика!»: «Эта книга дает мне «то же самое, только другое». С вами такой же остроумный, мудрый и добрый Блейк с его многолетним опытом и позитивным взглядом, дающий массу информации, которой нет ни в какой другой книге о сценарном мастерстве. Невероятная компетенция Блейка как в искусстве кино, так и в бизнесе Голливуда только подчеркивает его заразительное, страстное желание поделиться этим знанием с теми, кто нуждается в руководстве. Я так рада, что он смог перенести всю эту удивительную, вдохновляющую работу на бумагу до своей смерти.

Спасите котика! И другие секреты сценарного мастерства

Скачать книгу в формате:

Аннотация

Спасите котика! И другие секреты сценарного мастерства

По мере чтения книги Блейка Снайдера я то и дело ловила себя на том, что применяю его идеи, подсказки и приемы, чтобы еще раз проверить и перепроверить собственные проекты, начатые и отданные на разработку практически во все студии города. Я считаю, это очень хорошо, что Блейк написал руководство, полезное всем — от новичка до опытного продюсера. Подобную книгу встретишь не часто.

Я также поймала себя на том, что прикидываю, как бы потактичнее порекомендовать эту книгу кое-кому из сценаристов, которым не помешало бы взять ее на вооружение. Только представьте, как бы заиграло все вокруг, если бы большая часть пишущей братии последовала советам Блейка. Мое воскресное чтение значительно бы улучшилось как с точки зрения качества сценариев, так и за счет появления новых авторов, понимающих принципы кинодраматургии и способных воплощать уже готовые идеи. (Блейк, вы действит.

Отзывы

Популярные книги

  • 30626
  • 2

Франц Кафка Превращение 1 Проснувшись однажды утром после беспокойного сна, Грегор Замза обнаруж.

Превращение

  • 44325
  • 13
  • 6

Все думают, что она обычная студентка, дочь обеспеченных родителей, которая живёт в своё удовольстви.

Аромат невинности

  • 100147
  • 7
  • 7

Психолог Михаил Лабковский абсолютно уверен, что человек может и имеет право быть счастливым и де.

Хочу и буду: Принять себя, полюбить жизнь и стать счастливым

  • 31102
  • 2
  • 3

Испорченный

  • 40088
  • 5
  • 8

Алексей Пехов Страж. Тетралогия Страж История первая Ведьмин яр Ворон на ржаном поле не.

Страж. Тетралогия

  • 29947
  • 5

Мир Вальдиры дарует любому из приключенцев почти беспредельные силы. Несокрушимая мощь, дикая .

Запределье

Читатель! Мы искренне надеемся, что ты решил читать книгу «Спасите котика! И другие секреты сценарного мастерства» Снайдер Блейк по зову своего сердца. По мере приближения к исходу, важным становится более великое и красивое, ловко спрятанное, нежели то, что казалось на первый взгляд. Обращают на себя внимание неординарные и необычные герои, эти персонажи заметно оживляют картину происходящего. В рассказе присутствует тонка психология, отличная идея и весьма нестандартная, невероятная ситуация. Гармоничное взаимодоплонение конфликтных эпизодов с внешней окружающей реальностью, лишний раз подтверждают талант и мастерство литературного гения. Умеренное уделение внимания мелочам, создало довольно четкую картину, но и не лишило читателя места для его личного воображения. Не часто встретишь, столь глубоко и проницательно раскрыты, трудности человеческих взаимосвязей, стоящих на повестке дня во все века. Чувствуется определенная особенность, попытка выйти за рамки основной идеи и внести ту неповторимость, благодаря которой появляется желание вернуться к прочитанному. Развязка к удивлению оказалась неожиданной и оставила приятные ощущения в душе. С невероятной легкостью, самые сложные ситуации, с помощью иронии и юмора, начинают восприниматься как вполнерешаемые и легкопреодолимые. Не остаются и без внимания сквозные образы, появляясь в разных местах текста они великолепно гармонируют с основной линией. «Спасите котика! И другие секреты сценарного мастерства» Снайдер Блейк читать бесплатно онлайн будет интересно не всем, но истинные фаны этого стиля останутся вполне довольны.

Читать еще:  Задания по эксель онлайн

  • Понравилось: 0
  • В библиотеках: 0

Новинки

  • 23

С трудом восстановив Сеть, Алексей узнает, что еще пара лет и на Порог обрушится волна захватчиков.

Академия

С трудом восстановив Сеть, Алексей узнает, что еще пара лет и на Порог обрушится волна захватчиков.

  • 73

Валамия и Роорк — два враждующих государства. Минуло уже тридцать лет, как между ними пробежала…не.

Последняя из рода Оуш

Валамия и Роорк — два враждующих государства. Минуло уже тридцать лет, как между ними пробежала…не.

Прочитайте онлайн Спасите котика! И другие секреты сценарного мастерства | «Спасите котика»

Правило написания сценариев, давшее название всей книге, оказалось на удивление спорным! Хотя на многих сценаристов, кому я показывал рукопись, оно произвело благоприятное впечатление, некоторые пришли в ужас от этого правила и назвали его худшей из лучших моих идей. Многие сочли использование сцены «спасения котика» (я рассказывал об этом во введении на примере фильма «Море любви») устаревшим и самым плохим советом, хотя остальные принципы из моего руководства нашли довольно полезными. Более того, они сказали, что делать так, чтобы герой понравился, — скучно и всем надоело. Это лишь попытка подлизаться к зрителю.

Напомню, что правило написания сценария «Спасите котика» гласит: «При первом появлении главному герою надлежит сделать что-то такое, что завоевало бы симпатии аудитории и привлекло зрителей на его сторону». Следует ли отсюда, что абсолютно в каждом фильме должна быть сцена, в которой герой дает десятку слепому нищему, чтобы понравиться нам? Нет, не следует, потому что это только часть определения. Так что от лица моих сверхкритичных критиков позвольте мне внести некоторые дополнения.

Дополнение к правилу «Спасите котика» гласит: «Сценарист должен вдумчиво подойти к вопросу знакомства зрителей с главным героем и его жизненными обстоятельствами». Чтобы понять, что я имею в виду, давайте взглянем на фильм, который уж точно нельзя назвать попыткой «подлизаться к аудитории», — «Криминальное чтиво». В первой сцене фильма мы встречаем персонажей Джона Траволты и Сэмюэля Джексона. Это наши «герои» — наркоманы и убийцы (к тому же с ужасными прическами). Квентин Тарантино делает очень умный ход, когда знакомит нас с этой малоприятной парочкой — он заставляет их выглядеть смешными. И к тому же наивными. Они забавно и даже по-детски обсуждают, как звучат названия гамбургеров в «Макдональдсе» во Франции. Эти ребята сразу же начинают нам нравиться, пусть даже они собираются кого-то убить. Мы готовы идти за ними. В определенном смысле Тарантино полностью следует правилу «Спасите котика». Он знает, что у него проблема: эти парни явно сделают вскоре что-то отвратительное. Что же касается персонажа Траволты, который станет одним из главных героев картины, то он непременно должен понравиться зрителям, чтобы те начали его поддерживать. И знаете, когда мы встречаем этих двух отморозков, они действительно нам нравятся. Они забавные. Вместо того чтобы рисковать расположением зрительской аудитории, показав их абсолютно бездушными ублюдками, умница Тарантино делает их по-своему симпатичными.

Прием «Спасите котика» в действии!

Этот прием помогает решить и другие проблемы: например, как заставить аудиторию симпатизировать антигерою или как в назидательных историях сделать персонажей, заслуживающих наказания, такими, чтобы они понравились зрителям. «Непреложные законы сценариста» гласят, что когда ваш главный герой не вполне положителен, нужно просто сделать его антагониста еще хуже! Чуть позже, во вводной сцене «Криминального чтива», Тарантино именно так и поступает. Прежде чем персонажи войдут к своим жертвам, чтобы убить их, Траволта рассказывает историю про своего босса, выбросившего из окна парня типа самого персонажа Траволты только за то, что тот делал массаж ступней супруге босса. Вот еще один пример эффективности приема «Спасите котика». Если ваш герой не совсем положительный персонаж, сделайте его противника еще хуже. Если вам кажется, что персонаж Траволты — нехороший парень, взгляните на его босса! Траволта просто дитя по сравнению с ним! Бинго! Шкала, показывающая, какой персонаж нам нравится, а какого мы ненавидим, выравнивается до нужного баланса. Можно начинать любить нашего героя и переживать за него!

Проблема с не совсем положительными персонажами возникает даже в категории фильмов «для всей семьи». Мой любимый пример использования приема «Спасите котика», к которому я обращаюсь очень часто, — это история про Аладдина, экранизированная студией Disney. Когда создатели фильма принялись за работу, они столкнулись с реальной проблемой: вряд ли их главный герой мог вызвать симпатии зрителей. Загляните в первоисточник. В оригинальной истории Аладдин описывается как очень недалекий малый, испорченный, ленивый и к тому же вор! К счастью, в Disney над этим фильмом работали Терри Россио и Тед Эллиот. По мне, так Россио и Эллиот — на сегодня два лучших сценариста Голливуда. (И совсем не воспетые! Где, скажите мне, их биографы?)

Эти двое талантливейших авторов поступили очень просто: они так написали сцену знакомства с Аладдином, что сразу решили проблему. Да, перед вами классический пример приема «Спасите котика». В картине, собравшей в прокате больше 100 миллионов долларов, в первой сцене мы видим, как Аладдин действительно ворует еду. Но почему? Потому что он голоден. Ему приходится спасаться бегством через всю рыночную площадь (кстати, это отличный способ познакомить нас с местом действия), унося ноги от дворцовой стражи с ятаганами наперевес. Аладдину удается уйти от погони. Спрятавшись в одной из аллей, он уже собирается съесть украденную лепешку, как вдруг замечает двух голодных нищих детей. И — что за парень! — он отдает весь свой хлеб им. Теперь мы точно на его стороне, несмотря на то что наш герой — да, немножко вор, но он нам симпатичен. Благодаря тому, что Россио и Эллиот постарались, чтобы мы поняли затруднительное положение этого не совсем обычного персонажа, мы хотим, чтобы в конце он оказался победителем.

Все вышесказанное сводится к одному: главное — вдумчивый подход! Вы не должны вставлять в каждый ваш фильм сцену, в которой главный герой в буквальном смысле спасает кошку, переводит старушку через дорогу или его обливают водой из-за угла, только чтобы этот герой понравился зрителям. Однако каждый раз вы должны брать зрителя за руку и погружать его во внутренний мир героя и в обстоятельства его жизни. Вы должны так подать ситуацию, в которой он оказался, чтобы персонаж понравился нам, независимо от того, кто он и чем занимается. Если вы не сделаете такого, если вы решите последовать примеру создателей «Лары Крофт» и предположить , что мы должны полюбить вашего главного героя просто так, — это будет значить, что вы увиливаете от работы. В некоторых фильмах так и поступили, и они не стали лучше.

Мне удалось донести до вас свою мысль, коллеги по цеху?

Спасите котика: как писать хороший текст

Татьяна Котова, выпускница программы по копирайтингу, написала колонку о том, как использовать в работе копирайтера или любого другого пишущего человека секреты сценарного мастерства из книги Блейка Снайдера «Спасите котика».

Читать еще:  Из негатива в позитив онлайн

Блейк Снайдер ― американский сценарист и продюсер. Самые известные фильмы по его сценариями — это «Стой! Или моя мама будет стрелять» с Сильвестром Сталлоне (Stop! Or My Mom Will Shoot) и «Мне хватит миллиона» (Blank Check). Сценарий комедии «Ядерная семейка» (Nuclear Family) он продал Стивену Спилбергу за сумму с шестью нулями, правда, фильм так и не был выпущен.

В своей книге Блейк рассказывает об основных принципах написания хорошего сценария. Хороший сценарий — сценарий, который удачно продан. Не смогли продать — значит, плохой сценарий.

Ценность книги — в практических советах, которые применимы для написания любого текста. Прочитав ее, можно понять, как писать хорошо и отличить хорошее кино от плохого, после нее вы больше не будете сожалеть о потраченном времени — вы просто не пойдете на плохое кино.

О чем рассказывает «Спасите котика»

Написание любого текста — это работа, а не творчество.

Сценарий как пазл складывается из интересной темы, убойного заголовка, понятного главного героя и четкой структуры.

Также существует ряд принципов, пренебрегая которыми, можно испортить даже самую хорошую работу. Одно из таких правил ― «спасения котика» ― послужило названием книги. «Спасите котика» — сцена, где главный герой совершает поступок, например, спасает кошку, что заставляет зрителей ему симпатизировать и внимательно следить за его приключениями.

«Это метафора тех главных принципов, основанных на здравом смысле, которым подчиняется структура хорошего повествования».

А теперь давайте перейдем к основным шагам по написанию стоящего сценария.

Определите тему и придумайте заголовок

По мнению Блейка Снайдера, работа над сценарием начинается с выбора темы. В киноиндустрии используется термин «логлайн» ― это краткое описание фильма, после прочтения которого понятно, будет ли он интересен. Логлайн отвечает на вопрос «О чем фильм?».

«Главное ― лаконично, ясно и увлекательно рассказать о чем ваш фильм потенциальной зрительской аудитории». Или о чем ваш текст. Думайте!

Примеры хорошего логлайна:

  • Полицейский приезжает в Лос-Анджелес к бывшей жене и узнает, что здание, в котором она работает, захвачено террористами («Крепкий орешек»).
  • Бизнесмен влюбляется в проститутку, которую нанимает, чтобы она провела с ним выходные («Красотка»).

Как и при написании сценария, при написании любого текста выбор темы очень важен. В писательском мастерстве логлайн отвечает на вопрос: «О чем статья/рассказ/пост?». Напишите в одном предложении, о чем ваш текст, и подумайте, а будет ли это интересно читателю?

Следующий важный момент — придумать убойный заголовок, который сразу привлечет внимание зрителя или читателя и поможет понять, о чем пойдет речь в сценарии или тексте.

Изучите все, что создано в вашей области

«Для наших современников важно лишь то, какую жизнь мы вдыхаем в старые сказки, как рассказываем их на современный лад и заставляем звучать по-новому. В нашей профессии данный навык необходимо всячески развивать и совершенствовать».

Сделать «то же самое, но другое» — задача хорошего сценариста. Чтобы создать что-то стоящее, Блейк советует изучить основы основ и познакомиться с сотнями кинофильмов, которые уже созданы в выбранном жанре. Это поможет автору избежать клише, а также найти идеи и вдохновение.

Если вы писатель — изучите книги. Если блогер — посмотрите работы других блогеров. Копирайтеру стоит ознакомиться с работами других авторов. Вместо того чтобы изобретать велосипед, изучите то, что уже создано: выделите сильные стороны, подумайте, что вы можете улучшить или какие нововведения привнести.

Выберите главного героя, понятного зрителю

Главный герой — ключевая фигура в фильме. На нем фокусируется все внимание, зритель отождествляет себя с ним, идет ли речь о киноэпопее или о рекламе стирального порошка.

Намного понятнее и ближе для любого человека, когда герой попадает в такую обстановку и сталкивается с такой проблемой, которая могла возникнуть в реальности. Причем неважно, будет ли это герой фильма, который преодолевает семейные разногласия, или домохозяйка в рекламном ролике, которая принимает таблетки от головной боли.

Главный герой идеально подойдет для фильма, если он отвечает следующим условиям:

  • предлагает наиболее острый конфликт,
  • ему предстоит пройти самый длинный путь в эмоциональном плане,
  • у него есть понятная зрителям базовая цель.

Если вы пишете книгу или снимаете ролик, подумайте над тем, понятны ли мотивы вашего героя зрителям. Выживание, голод, секс, защита близких, страх смерти всегда привлекают внимание аудитории.

Если вы пишете статью о какой-то проблеме, добавьте историю человека, который столкнулся с этой проблемой и ее решил. Так читатель получит возможность идентифицировать себя с кем-то, и статья будет иметь больший успех. Как говорит Максим Ильяхов: «Не врите и добавьте мяса».

Следите за структурой сценария или текста

У сценария должна быть четкая структура. Как и у любого текста.

Если вовремя не перейти от одной части к другой, зритель заскучает, и есть большой шанс провалить фильм.

Укрупненно скелет фильма можно представить в виде трех составляющих: тезис, антитезис и синтез. В тезисе мир предстает таким, каким он был до развития основных событий. Далее следует антитезис — мир меняется. И в финале — синтез — повествование подходит к своему логическому завершению: прошлое остается позади, все уроки выучены.

Блейк Снайдер детализирует структуру и делит сценарий на 15 сюжетных точек. По мнению автора, в хорошем сценарии должно быть ровно 110 страниц:

1. Открывающая сцена (страницы с 1 по 5);
2. Формулирование темы (на пятой странице);
3. Установка (происходит с первой по десятую страницы);
4. Катализатор (на 12 странице);
5. Размышление (с 12 по 25);
6. Переход ко второму акту (на двадцать пятой странице);
7. Второстепенная сюжетная линия (страница 30 преподносит сюрпризы);
8. «Развлечения и приколы» (немного отдохнуть на страницах с 30 по 55);
9. Поворотная точка (дошли до нее на 55 странице);
10. «Плохие парни наступают» (антигерои посылают в бой тяжелую артиллерию с 55 по 75 страницы);
11. «Все потеряно» (положение дел безнадежно на странице 75);
12. «Душа во мраке» (герой ищет выход, но он где-то есть, страницы с 75 по 85);
13. Переход к третьему акту (уф, страница 85);
14. Финал (все ближе и ближе к концу: кульминация — нарастание силы действия с 85 по 110);
15. Заключительная сцена (страница 110).

Каждая часть имеет свою смысловую нагрузку и не меняется в зависимости от жанра фильма.

У каждого текста должна быть четкая структура. Она помогает читателю не заблудиться в потоке мыслей автора и вынести для себя пользу.

Помните о правилах вашей профессиональной области

Блейк Снайдер приводит ряд правил киноиндустрии, которые он собрал из своего опыта и прочитанных книг. Эти простые и ироничные принципы помогут сделать фильм более привлекательным для аудитории.

  • «папа римский в бассейне» ― поместите героя в неожиданную обстановку, чтобы донести сложную информацию до зрителей;
  • «абракадабра в квадрате» ― следите за количеством волшебства и чудес, их не должно быть слишком много;
  • «опасный ледник» ― поместите героя в действительно опасную ситуацию, которая ощущается здесь и сейчас.

В каждой профессиональной области есть набор правил, которым необходимо следовать, чтобы работа получилась хорошо. Изучите правила, которые работают в вашей сфере и старайтесь их не нарушать.

5 советов от Блейка Снайдера, которые могут быть полезны пишущему человеку

  • Сформулируйте тему, которая будет интересна вашей аудитории, и придумайте привлекательный заголовок.
  • Изучайте все, что создается в вашей профессиональной области.
  • Добавьте в текст образ человека, чьи потребности понятны читателям.
  • Следуйте четкой логической структуре.
  • Помните о базовых правилах.

Мнение автора и редакции может не совпадать. Хотите написать колонку для «Нетологии»? Читайте наши условия публикации.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты 220 Вольт
Adblock
detector
×
×