Elettracompany.com

Компьютерный справочник
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Педагогический дизайн электронных курсов

Педагогический дизайн

Все статьи

1. Любая информация, переданная Сторонами друг другу при пользовании ресурсами данного Сайта, является конфиденциальной информацией.

2. Пользователь дает разрешение Компании ООО «Лэвел» на сбор, обработку и хранение своих личных персональных данных, а также на рассылку текстовой и графической информации рекламного характера.

3. Стороны обязуются соблюдать данное соглашение, регламентирующее правоотношения связанные с установлением, изменением и прекращением режима конфиденциальности в отношении личной информации Сторон и не разглашать конфиденциальную информацию третьим лицам.

4. Компания ООО «Лэвел» собирает два вида информации о Пользователе:

1) персональную информацию, которую Пользователь сознательно раскрыл Компании ООО «Лэвел» в целях пользования ресурсами Сайта;

2) техническую информацию, автоматически собираемую программным обеспечением Сайта во время его посещения. Во время посещения Пользователем Сайта службе поддержки автоматически становится доступной информация из стандартных журналов регистрации сервера (server logs). Сюда входит IP-адрес компьютера Пользователя (или прокси-сервера, если он используется для выхода в интернет), имя интернет-провайдера, имя домена, тип браузера и операционной системы, информация о сайте, с которого Пользователь совершил переход на Сайт, страницах Сайта, которые посещает Пользователь, дате и времени этих посещений, файлах, которые Пользователь загружает. Эта информация анализируется программно в агрегированном (обезличенном) виде для анализа посещаемости Сайта, и используется при разработке предложений по его улучшению и развитию. Связь между IP-адресом и персональной информацией Пользователя никогда не раскрывается третьим лицам, за исключением тех случаев, когда это требуется законодательство страны, резидентом которой является Пользователь.

5. Компания ООО «Лэвел» очень серьезно относится к защите персональных данных Пользователя и никогда не предоставляет персональную информацию Пользователя кому бы то ни было, кроме случаев, когда этого прямо требует уполномоченный государственный орган (например, по письменному запросу суда). Вся персональная информация Пользователя используются для связи с ним, для исполнения сделки, заключенной между Пользователями Сайта с помощью ресурсов Сайта, для анализа посещаемости Сайта, для разработки предложений по его улучшению и развитию и может быть раскрыта иным третьим лицам только с его разрешения.

6. Компания ООО «Лэвел» осуществляет защиту персональной информации Пользователя, применяя общепринятые методы безопасности для обеспечения защиты информации от потери, искажения и несанкционированного распространения. Безопасность реализуется программными средствами сетевой защиты, процедурами проверки доступа, применением криптографических средств защиты информации, соблюдением политики конфиденциальности.

7. На Сайте реализована технология идентификации пользователей, основанная на использовании файлов cookies. Cookies — это небольшие по размеру файлы, сохраняемые на компьютере Пользователя посредством веб-браузера. На компьютере, используемом Пользователем для доступа на Сайт, могут быть записаны файлы cookies, которые в дальнейшем будут использованы для автоматической авторизации, а также для сбора статистических данных, в частности о посещаемости Сайта. Администрация Сайта не сохраняет персональные данные или пароли в файлах cookies. Пользователь вправе запретить сохранение файлов cookies на компьютере, используемом для доступа к Сайту, соответствующим образом настроив свой браузер. При этом следует иметь в виду, что все сервисы, использующие данную технологию, могут оказаться недоступными.

Я работаю педагогическим дизайнером

Daria Dudenkova

Дарья Дуденкова окончила специалитет МГПУ и магистратуру Колумбийского университета Нью-Йорка по специальности «педагогический дизайн и новые технологии в обучении», а теперь работает педагогическим дизайнером в администрации города. Специально для T&P она рассказывает, что это за профессия и какие знания и навыки нужны, чтобы ею заниматься.

Однажды к выпускнику Гарварда математику Салману Хану обратилась одна из его тетушек с просьбой подтянуть ее сына по математике. Салман начал заниматься с мальчиком по скайпу, но довольно быстро заметил, что тот скучает во время объяснений. Тогда Салман стал записывать короткие обучающие видео, которые его племянник смотрел в удобном для себя режиме, а по скайпу они обсуждали сложные моменты и решения задач. Как только у мальчика возникали трудности, Салман был тут как тут с подсказкой. Об этом узнали другие его тетушки, и по их просьбе он загрузил свои обучающие видео на YouTube. Сайт Khan Academy, который вырос из этих видео, сейчас является одной из крупнейших образовательных онлайн-платформ, которую поддерживает Google и чета Гейтс.

Когда человек сталкивается с какой-либо трудностью и не может сам с ней разобраться, это порождает фрустрацию и снижение мотивации. Поэтому традиционный формат обучения, когда на занятии мы слушаем теорию, а практикуемся дома, не всегда эффективен. С развитием онлайн-обучения появилось понятие blended learning — смешанного обучения, использующего различные форматы и медиумы. А еще — профессия педагогического дизайнера.

Кто такой педагогический дизайнер

Педагогический дизайнер — это человек, который, с одной стороны, разбирается в педагогике и теории образования, знает закономерности усвоения знаний, освоения навыков и формирования убеждений. С другой — любит и умеет работать с современными технологиями.

Задача педагогического дизайнера в том, чтобы, работая с экспертами, придумать, как донести информацию до студентов в ясной, доступной и занимательной форме.

При этом сам педагогический дизайнер не обязан быть специалистом в теме проектируемого курса. Например, в Центре цифрового образования в Колумбийском университете я в течение семестра работала над курсом по кардиологии. Я не разбираюсь в этой теме, но у меня был доступ к экспертам, вместе с которыми мы продумали учебный процесс и создали материалы, которые впоследствии вместе с текстом, видео и тестовыми заданиями стали курсом.

Во многих случаях отсутствие знаний по теме даже полезно. Эксперт, разбирающийся в теме курса, может сказать: «Вот эту часть можно убрать, это очевидно». Педагогический дизайнер, который в теме не разбирается, смотрит на курс глазами студента. Это позволяет не пропустить мелочь, о которой может забыть преподаватель.

Педагогический дизайнер в компании

В корпоративном мире ценится эффективность. Работодатель предпочтет организовать для сотрудников курс, который будет решать задачи бизнеса, который можно проходить «без отрыва от производства» и который будет всегда доступен, легко обновляем и занимателен. Здесь в работу включаются педагогические дизайнеры, которые воплощают идеи руководства в реальность: создают учебные материалы для адаптации новых сотрудников (onboarding process), обучают навыкам, которые им пригодятся на рабочем месте, или знакомят с нововведениями в компании.

Например, в администрации Нью-Йорка мы с командой делали курс по работе с инцидентами в убежище для бездомных. Задача курса — научить сотрудников убежища реагировать на драки, кражи и тому подобные происшествия. Нам хотелось сделать что-то классное, например игру-бродилку с анимированными персонажами, которым приходилось бы быстро принимать решения в сложных ситуациях. А потом мы побывали в убежище сами. Мы узнали, что воровство, драки и передозировки случаются по несколько раз за день. Люди, которые их фиксируют, настолько загружены, что у них нет времени играть в игры. Они хотят короткое видео с конкретными вариантами действий.

Как работает педагогический дизайнер

Расскажу на примере моей работы педагогическим дизайнером в Колумбийском университете. Мы с коллегами работали с преподавателями, чьи курсы было решено перевести онлайн. Вот как это происходило.

Шаг 1: Выбор концепции и формата курса

На этой стадии нужно понять:

каковы цели и задачи курса;

какие знания, умения, навыки должны освоить студенты;

какие типы упражнений в нем превалируют и т. п.

От этого зависит теоретическая рамка, которую мы будем использовать. Это может быть смешанное обучение или, например, несинхронный онлайн-курс, в котором не будет онлайн-сессий, а будут задания и отзывы преподавателя. Все это очень индивидуально и зависит от преподавателя, самого курса и предполагаемых студентов. Например, если на курсе будут учиться 40 студентов со всего мира, мы никогда не найдем подходящий всем временной слот для онлайн-встречи — тогда только несинхронный курс.

Шаг 2: Работа над курсом вместе с экспертами

Определившись с дизайном и форматом курса, мы предлагаем преподавателю и его помощнику технические решения для тех задач, которые они перед нами ставят.

Читать еще:  Изучение английского языка курсы москва

Например, однажды мы работали с профессором психологии. Эта харизматичная и общительная женщина очень переживала, что в онлайне ее курс будет не таким интересным, как в жизни. Ей нравилось приходить на пару и импровизировать — оживлять теорию примерами из клинической практики. Студенты особенно ценили тот факт, что примеры каждый раз были новыми, они никогда не повторялись. Это было важно и для самой преподавательницы как профессионала и практика. Чтобы она постоянно могла рассказывать о свежих кейсах, мы предложили ей в дополнение к оцифрованному курсу запустить подкаст.

Шаг 3: Подготовка мультимедиа

Это могут быть слайды с закадровым голосом — как у Салмана Хана. Или видео, в котором преподаватель рассказывает о предмете. Или серия подкастов. В любом случае ваша задача — организовать, записать, отредактировать, подготовить визуальный ряд, создать инфографику, отретушировать все плохо отсканированные материалы и оформить все в едином графическом стиле.

Шаг 4: Подготовка Learning Management System

Когда все материалы готовы, их нужно загрузить в LMS. Этот процесс включает в себя создание модулей, страниц, тестов, групп обсуждения и т. п. Создание навигации и линкование всех материалов. Редактирование стиля страниц с помощью HTML/CSS.

Шаг 5: Запуск курса и техподдержка

Технологии не идеальны, люди тоже. Что-то точно сломается, что-то будет работать в одном браузере и не работать в другом, кто-то не будет знать, как разрешить флеш-анимацию на странице, у кого-то не будет работать микрофон — все это зона ответственности педагогического дизайнера. Ему приходится постоянно мониторить технические проблемы и решать их.

Шаг 6: Конец курса и фидбэк

Единственный способ сделать что-то лучше — узнать, что пошло не так. Проанализировав отзывы, можно понять, как исправить ошибки и сделать курс более понятным, интересным, удобным.

Что нужно знать и уметь

Специальность «педагогический дизайн и новые технологии в обучении» (Instructional design technology) я получила в магистратуре Колумбийского университета Нью-Йорка. Но верю, что для этой профессии не нужна магистерская степень, хотя бакалавриат в области педагогики не повредит. С такими предметами, как общая дидактика, теория и методика преподавания, психология я познакомилась, получая специалитет в МГПУ.

К базе в виде знаний по классической педагогике придется добавить прикладные навыки — HTML/CSS, графический дизайн, видео- и аудиомонтаж, владение LMS и программами создания интерактивных модулей (Articulate Storyline, H5P, Adobe Captivate).

Но самое сложное — это общение с теми, кто преподает свой предмет многие годы. Они — и я могу их понять — не всегда рады моим «пяти копейкам», то есть мнению о том, как сделать курс лучше. «Да что ты понимаешь в этой теме!» — часто читается на их лицах, и я сразу подтверждаю: ни-че-го.

К счастью, в университете нас к этому готовили. Например, ученые прислушиваются к научным исследованиям, и поэтому, общаясь с ними, я всегда готова предъявить научное обоснование всех своих предложений. Имена исследователей, названия последних публикаций и точные данные по эффективности того или иного педагогического приема — с этим не спорят даже самые упрямые профессора.

Поскольку инструменты в моей профессии быстро меняются — одни приложения уходят с рынка, другие появляются, — мне нужно всегда мониторить новинки. Делать это в одиночку — непосильный труд. Лучше всего подключиться к профессиональному нетворку и черпать знания оттуда. Я читаю EdSurge, слежу за событиями по моей теме и участвую в профессиональных митапах.

Почему это классная профессия

Для меня работа педагогического дизайнера прекрасна, потому что я все время переключаюсь между совершенно разными видами деятельности. За кофе — встреча с преподавателем и беседа о предмете, от которого у моего собеседника горят глаза. Днем — тьюториалы по дизайну или монтажу, которые помогут сделать мои видео еще круче. Вечером я рисую анатомическую иллюстрацию для курса по медицине. И заканчиваю день, разбирая фидбэк от слушателей курса по устойчивому развитию.

Что такое педагогический дизайн и почему это профессия будущего

Поговорили с Дарьей Дуденковой — педагогическим дизайнером из Нью-Йорка — и узнали много нового

— Дарья, расскажите немного о вашем направлении? Как и где вообще появился педдизайн? Очевидно, что нашим школам и большинству вузов это понятие все еще незнакомо.

— С удовольствием! Педдизайн зародился в Америке в середине прошлого века. В это время появилось много новых медиумов — таких как радио, телевидение, а затем интернет, которые стало можно использовать для обучения. Зародились первые исследования по тому, как организовывать учебный процесс — формальный и неформальный — с их помощью.

— Что нужно уметь, чтобы войти в эту профессию? Как я понимаю, это скорее не конкретные знания по какому-то предмету, сколько программирование, психология?

— Ну почему же! Конкретные знания вам тоже пригодятся — например по педагогике, дидактике, теориям педдизайна, психологии. Но придется и подтянуть многие навыки, например, графический дизайн и монтаж видео-аудио, программирование (HTML, CSS). Также придется освоить несколько самых популярных систем управлением обучением (Larning Management System) — например, Moodle, Blackboard, Canva — и обязательно программы по созданию интерактивных учебных модулей — Articulate Storyline, H5P, Adobe Captivate.

— Это история про онлайн-обучение или офлайн тоже можно применять такие методики?

— Когда мы говорим педдизайн, мы, как правило, подразумеваем онлайн-обучение. Но это не вполне корректно. На самом деле педдизайн — это создание образовательного процесса, который доведет студента из точки А в точку Б.

Представьте себе преподавателя вуза. Он привык читать лекции, но ему надоело, что студентам на них скучно. Ему кажется, что можно перестроить обучение так, чтобы студентам было не только интересно, но и полезно. Он зовет на помощь человека, который помогает выстроить процесс обучения так, чтобы у студентов была групповая работа, творческие проекты вместо экзаменов и много обмена опытом. И помогает разработать учебные материалы так, чтобы они были понятны и хорошо запоминались. Вот этот человек — педдизайнер.

И заметьте: он может совершенно не разбираться в предмете, который преподает лектор. Но он понимает, как подать материал так, чтобы его запомнили. С онлайн-курсами то же самое: есть материал, который надо донести пользователю. Педдизайнеры изучают его и перерабатывают так, чтобы теоретические блоки логично шли один за другим, текст легко читался, была понятная и красивая инфографика, а тесты и упражнения помогали бы лучше запомнить материал.

Это может быть как и онлайн, так и офлайн. Например, в США частные школы нанимают педдизайнеров, чтобы скорректировать учебный план с учетом новых исследований в теме педагогики или особенностей демографии класса или стиля преподавания учителя.

— Когда разрабатывают короткие обучающие курсы для сотрудников, например, какой-то компании — это тоже педдизайн?

— Это совершенно точно педдизайн. Сценаристы, дизайнеры, сборщики курсов — это люди, которые работают над такими курсами в зависимости от объема проекта. Если это небольшой курс, педдизайнер может сделать все сам. Если это огромный проект — педдизайнер, как правило, выступает в роли сценариста: именно он разрабатывает концепцию курса и пишет сценарии к курсу — что будет сказано в видео, какие страницы будут идти за какими в учебном модуле или презентации, текст всех тестов и вопросов… Затем он аутсорсит создание всех мультимедиа материалов дизайнеру, а сборщик курса, соответственно, собирает его в требуемой программе.

— А как вы стали педдизайнером? Вряд ли в детстве вы думали «когда вырасту, хочу стать педагогическим дизайнером»? И где этому учат?

— В США этому учат повсеместно, в мире очень хорошая программа есть в университете Эдинбурга и Сиднея. В России, насколько я знаю, нигде. Можно всегда пройти курсы на Coursera или Lynda.com .

Педагогическим дизайнером становиться не собиралась, но так получилось. Я закончила специалитет в Московском городском педагогическом университете. Моей большой страстью еще со времен школы был китайский язык, а в МГПУ была отличная программа по преподаванию китайского языка как иностранного. Детей я не сильно люблю и преподавать китайский точно не хотела, но баллы для поступления были низкие, а китайский на уровне. В общем, меня все устроило.

Читать еще:  Медиа дизайн курсы

Проведя два года в Китае на языковой практике, я выпустилась со степенью преподавателя китайского. Большинство моих однокурсников стали учителями в школах и университетах, меньшинство — и я в их числе — занялись переводческой деятельностью. Через пару лет работы переводчиком и взрослой жизни ко мне закралась шальная мысль вернуться к учебе.

Порывшись в закромах своего осознанного и неосознанного, я внезапно поняла, что, как я ни уворачивалась от педагогического образования, что-то все равно налипло. Работа с людьми — это не my cup of tea, а вот теоретическая часть мне была очень симпатична. И два года спустя я получила стипендию Фулбрайта на магистерскую программу в Колумбийском университете города Нью-Йорка по специальности «педагогический дизайн и новые технологии в образовании».

— Вы живете в США. Расскажите о своем переезде?

— Я переехала легко. Я такой человек — ни по чему никогда не скучаю и принимаю все как данность. В Нью-Йорке мне нравится, что все очень дружелюбны. Какой-нибудь незнакомец вполне может сказать, как ему нравится мой шарф или очки. Пустячок, а приятно.

— Специализируетесь ли вы на какой-то конкретной сфере? Какие проекты стали вашими любимыми за время работы педдизайнером?

— Я работала с преподавателем по семейной психологии в Колумбийском университете. Ее обычный лекционный курс нужно было перевести в онлайн формат. Ее это очень печалило, поскольку ей всегда казалось, что ее курс интересен из-за ее личности. Она очень разговорчивый человек и любит импровизировать на занятиях. Студенты приходили к ней, прочитав теории семейной психологии, и она рассказывала о применении этих теорий на собственной практики. Без ее «голоса» курс бы стал скучен.

Мы так и поступили — взяли ее голос и записали серию подкастов для курса. Студенты их слушали и чувствовали аутентичность материала и связь с преподавателем. Мы получили почти 100% положительную обратную связь от студентов.

— Что самое любимое и самое сложное в вашей работе?

— Самое любимое связано с визуальным дизайном курса. Я параноик и не успокоюсь пока все заголовки не будут правильного цвета и размера, пока все фото не будут хорошего качества и расположены там, где надо. Смотрю на все это и радуюсь. Я слышала, это лечится 🙂

Самое сложное для меня — всегда программирование. Я хорошо умею работать с HTML и CSS, чтобы страницы в системе управлением обучением правильно работали, но если мне нужно добавить дополнительную интерактивность с помощью Javascript — в ход идет кофе, антистрессовые игрушки и мат.

— Наверняка вы анализируете ваших конкурентов. Какие самые частые ошибки в составлении учебных программ вы видите?

— Искренне не люблю, когда технологиями пользуются для галочки.

Мой хороший друг работает в в одном из топовых университетов Москвы. Не будет называть имен. В прошлом году он рассказывал, что университет наконец ввел Learning Management System. Я была в восторге — стала спрашивать, какую именно, почему ее, а не другую, как именно они будут ее использовать, собираются ли они вводить blended learning (образовательная концепция, в рамках которой студент/школьник получает знания и самостоятельно онлайн, и очно с преподавателем. Такой подход дает возможность контролировать время, место, темп и путь изучения материала. Смешанное образование позволяет совмещать традиционные методики и актуальные технологии), синхронные и асинхронные онлайн курсы и так далее.

Его ответ разбил мое сердце: «Нет, мы просто туда загрузим все домашние задания, чтобы студенты знали, где их искать». Это, конечно, не дело.

— Есть ли сейчас какие-то проекты в сфере образования, которыми вы по-настоящему восхищаетесь?

— Khan Academy и Duolingo точно занимают топовые строчки в моем личном рейтинге.

Первые создали просто потрясающую систему внедрения blended learning, о котором мы говорили ранее, в школьное образование. По сути ученики знакомятся со всей теорией дома, а решать задачки идут в школу. Таким образом, когда у них возникают вопросы, рядом есть кто-то, кто поможет в них разобраться. Система также предоставляет преподавателям прекрасную аналитику: учитель может до урока взглянуть на дашборд и увидеть, кто сделал все задания, а кто — нет, кто досмотрел учебное видео до конца, а кто — выключил на середине. И в соответствии с этим уделять больше внимания отстающим ученикам.

Duolingo же пользуется теорией бихевиоризма, чтобы пользователь выучил слова и выражения на иностранном языке. Это работает — и это прекрасно.

— Как считаете, какое будущее ждет сферу образования? Есть ли какой-то вектор, который можно проследить уже сейчас?

— Я не думаю, что образование в будущем будет сильно отличаться от сегодняшнего по формату. Будут университеты, школы, лекции. как и раньше. Но все это будет доступно всем в онлайн-формате. И больше не будет стигматизации онлайн-образования. Никому на собеседовании на работе не придет в голову тебя спросить, в каком формате ты учился — на дневном, вечернем, заочном или онлайн. Разницы не должно быть никакой.

— Были ли за время вашей работы в этой сфере какие-то забавные случаи?

— Мой выпускной в Колумбийском выпал на рабочий день. Мне нужно было идти в собор рядом с университетом, где проходила церемония вручения дипломов, прямо из офиса. Мои родители не смогли приехать, а все друзья выпускались со мной в один день. Поэтому идти на церемонию мне нужно было одной. Моим коллегам это не понравилось, и они решили вести меня туда всем офисом из шести человек. Мой коллега Мин из Вьетнама, английский — не его родной язык, поэтому он предложил мне «I can walk you down the isle» (что в переводе — «вести к алтарю» — то, что делает отец, когда дочь выходит замуж). Может быть, в другой раз, Мин.

Подписывайтесь на нас в соцсетях — это удобно:

Педагогический дизайн электронных курсов

Использование педагогического дизайна при разработке электронных курсов делает процесс обучения прозрачным, повышает его эффективность и позволяет подойти к каждому сотруднику индивидуально, учитывая уровень его подготовки и решаемые профессиональные задачи.

Организация обучения и повышения квалификации сотрудников компании — задача сотрудников служб и подразделений. Использование в процессе обучения электронных курсов, которые можно разработать собственными силами или заказать сторонней компании, позволяет повысить, по сравнению с очным обучением, эффективность обучения и организовать индивидуальный подход к каждому сотруднику.

Чтобы обеспечить действительно высокую эффективность обучения специалист по управлению персоналом должен, с одной стороны, тщательно изучить требования к обучению своих заказчиков — руководителей функциональных подразделений, желающих обучить своих сотрудников чему-то новому или повысить их квалификацию. А с другой стороны, ему нужно сначала грамотно поставить задачу разработчику электронных курсов, а впоследствии — проконтролировать его работу. Знание основных положений педагогического дизайна помогает решать столь сложные задачи.

Педагогический дизайн (Instructional Design, Instructional Systems Design, ISD) — научная дисциплина, занимающаяся разработкой наиболее эффективных, рациональных и комфортных способов, методов и систем обучения. Одна из важнейших его задач — разработка качественных и эффективных методик электронного обучения на основе современных информационных технологий.

По своей сути, педагогический дизайн — это системный подход к построению учебного процесса. Он позволяет сформировать единую систему из целей обучения, учебного материала и инструментов передачи знаний. При этом основное внимание уделяется содержанию курса, стилю, последовательности изложения, способам представления материала.

Читать еще:  Курсы тв редакторов

Педагогический дизайн — это системный подход к построению учебного процесса.

Применение педагогического дизайна в электронном обучение (e-learning), в том числе и корпоративном, делает процесс обучения максимально прозрачным и помогает слушателям последовательно осваивать материалы курса обучения без лишних вопросов. Кроме того, он указывает разработчикам электронных курсов на места в материале, где уместны и эффективны интерактивные компоненты, дает возможность правильного сочетания методов и инструментов доставки информации. Однако чтобы создать электронные курсы, недостаточно поместить какую-то информацию на слайды.

Простое представление в электронном формате текстов учебников, справочников или методических материалов, как показывает практика, малоэффективно для обучения. Тут нужны другие подходы и методики. Педагогический дизайн строится согласно двум важнейшим концепциям. Одна из них — тщательная проработка материала в соответствии с целями обучения. Другая — выстраивание системы постоянного анализа результатов обучения, оценки и усовершенствования процесса передачи знаний и учебного материала. Анализ потребности в обучении и его целей — ключевое действие в педагогическом дизайне. По результатам такого анализа подбираются способы доставки материала, сочетание теории и практики, моменты привлечения внимания, способы формирования мотивации и т.д.

Анализ потребности в обучении и его целей — ключевое действие в педагогическом дизайне.

Обычно у разработчика курса слишком много материала, который ему хочется полностью перевести в электронный вид. Но каждому обучающемуся нужно не просто пройти курс и сдать тест, а научиться использовать полученную информацию в своей профессиональной деятельности. Но никакой слушатель не в состоянии всё запомнить и осознать. И в этом основная проблема электронного обучения, да и очного – тоже: сегодня человек перегружен информацией, её восприятие притупляется, внимание слушателя в ходе курса не активируется.

Из-за того, что в курсы закладывается слишком много информации, и она не адаптирована для восприятия в электронном виде, эффективность обучения теряется. Чтобы защитить слушателя от информационной перегрузки, курс электронного обучения должен содержать только нужную ему информацию, которую он сможет использовать. Отсюда девиз педагогического дизайна – «Нужная информация нужным людям в нужное время!». Перед организатором обучения стоят непростые задачи, которые он должен донести до разработчиков электронного курса:

  • необходимо добиться восприятия слушателем материала в условиях перегрузки информацией;
  • повысить эффективность обучения за счет полного удовлетворения потребностей слушателя и заказчика обучения;
  • сократить расходы на обучение путем учета существующих знаний и понимания слушателей.

И тут педагогический дизайн окажет неоспоримую помощь, поскольку он сочетает в себе науку и искусство.

Из-за того, что в курсы закладывается слишком много информации, и она не адаптирована для восприятия в электронном виде, эффективность обучения теряется.

С одной стороны, он базируется на множестве научных исследований, медицинских и нейрофизиологических данных о способностях человека к обучению, ряде философских теорий. С другой стороны, открывает много творческих возможностей, чтобы сделать обучение интересным и увлекательным. Поэтому в педагогическом дизайне нельзя забывать о соответствиях.

Так, цель обучения должна соответствовать целям компании. Компания ставит себе цель чего-то добиться, а обучение должно помочь компании добиться этой цели. Задачи обучения должны быть ориентированы на то, чтобы добиться поставленных целей обучения. Задачи слушателя в курсе должны быть ориентированы на общие задачи обучения.

Таким образом, любые действия и задачи слушателя в курсе должны быть нацелены на достижение целей компании. Однако во многих компаниях можно наблюдать типичную ситуацию. Допустим, нужно научить сотрудника выполнять какую-то работу, процедуры, операции, вообще что-то делать. А в электронном курсе ему предоставляется возможность только читать текст на слайде.

Но одного чтения для получения навыка недостаточно! Поэтому, организуя корпоративное обучение, сотрудники подразделений по управлению персоналом должны чётко понять, чего хотят руководители функциональных подразделений получить от своих сотрудников в результате их обучения или повышения квалификации. То есть, провести анализ задачи обучения. Такой анализ оказывает сильное и прямое влияние:

  • на структуру курса обучения;
  • правильность постановки его целей;
  • использование практических заданий;
  • качество подачи изучаемого материала;
  • инструменты и способы его подачи;
  • отбор нужного материала и упражнений.

Одного чтения для получения навыка недостаточно!

На этапе планирования обучения нужно найти ответы на три вопроса:

Часто компании начинают проводить обучение без ответов на эти вопросы, что сильно снижает эффективность электронного курса. Используемые в педагогическом дизайне философские теории утверждают, что знания создаются из опыта. Поэтому, кроме знаний, человеку нужно получить и навыки, опыт. А для этого в электронном курсе должно быть много практики, которая, в свою очередь, должна быть привязана к контексту и соответствовать реальным рабочим заданиям обучающегося сотрудника.

Идеально, когда курс помогает сотруднику разобраться с его насущными «болевыми точками». Кроме того, изучаемый материал должен быть «связан» с имеющимися у слушателя знаниями, иначе не может сформироваться новое знание.

Важно также обеспечить повторение информации. Чем больше повторений делается в процессе обучения, тем устойчивее основа будущего знания или навыка. Ставя разработчику курсов задачу и впоследствии контролируя его работу, сотруднику управления по персоналу полезно знать и помнить правило Миллера : кратковременная человеческая память не может запомнить и повторить более 7 + 2 элемента.

Идеально, когда курс помогает сотруднику разобраться с его насущными «болевыми точками».

Причём память не пытается анализировать смысл информации, важны лишь внешние, физические характеристики. Если же количество элементов больше семи (в крайнем случае, девяти), то мозг разбивает элементы на группы, в каждой из которых от 5 до 9 запоминаемых элементов.

Правило Миллера необходимо учитывать при распределении учебного материала. Нельзя перегружать страницы информацией, поскольку слишком большое число элементов на слайде рассеивает внимание обучаемого, ухудшает его восприятие и снижает эффективность обучения.

Помнить о правиле Миллера полезно при описании последовательности действий. Если в изучаемом кейсе или инструкции количество шагов больше семи, то общий смысл теряется. Нужно руководствоваться правилом Миллера и при разработке интерфейса электронных курсов. Если на слайде количество элементов больше семи, то стоит объединить элементы в группы. Полезно вспомнить также и о когнитивной нагрузке – количестве логических связей и переходов, необходимых нашему мозгу для осознания и понимания информации. Теория когнитивной нагрузки выделяет три её вида:

  • естественная — чтение и выполнение задания, изучение рисунков и схем, восприятие звука, печатание ответа и пр.
  • относительная, которая непосредственно связана с изучением данной конкретной темы;
  • посторонняя, которая возникает из-за плохого оформления изучаемого материала, непонятной навигации по курсу, плохо подобранных шрифтов текста, диссонанса текста и иллюстраций к нему, наличию лишних линий и объектов, сложно сформулированных предложений и пр.

Задача организатора обучения – проконтролировать, сбалансировал ли курс его разработчик таким образом, чтобы относительная нагрузка была максимальной, а посторонняя нагрузка – минимальной. Сделан ли акцент на важных вещах, например словами: «Обратите внимание!», «Важно!» или выделением текста рамками, подчеркиванием и прочими элементами, как-то, цветом, шрифтом, расположением элементов на слайде. Электронное обучение предоставляет возможность получать учебный опыт в частном порядке, совершать и анализировать свои ошибки без опасения, что кто-то может об этом узнать.

Электронное обучение предоставляет возможность получать учебный опыт в частном порядке, совершать и анализировать свои ошибки без опасения, что кто-то может об этом узнать.

Чем больше имеется возможностей изучать, делать ошибки и учиться на них, тем лучше учебный опыт, который получают сотрудники. Качественно разработанный электронный курс значительно ближе к реальности, чем обучение в аудиториях.

Сценарии курса, основанные на достижении той или иной цели, имитируют среду, в которой работает сотрудник, демонстрируют решение реальных рабочих задач. Электронное обучение предоставляет возможность контролировать процесс прохождения учебных курсов самими обучаемыми. Поскольку скорость изучения и освоения материала индивидуальна, можно повторно пройти электронный курс или его отдельные части.

Как показывает практика использования электронного обучения, оно, по сравнению с традиционным очным обучением, дешевле. Но эффективным его можно сделать с помощью педагогического дизайна.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты 220 Вольт
Adblock
detector
×
×