Elettracompany.com

Компьютерный справочник
33 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Программирование для детей 11 лет

10 игр, которые научат ребёнка программированию

«Я думаю, что в будущем все, а не только программисты будут связаны с элементами программирования», — считает Марк Цукерберг. Поскольку в этом будущем придётся жить нашим детям, пора подготовить их к трудностям, то есть научить программировать.

Зачем учить ребёнка программированию? Тем более если у вас растёт будущая балерина или футболист? Ответ простой: для того, чтобы научить логически мыслить и планировать свои действия. Родители хвастаются, что современные дети почти с пелёнок умеют включать планшеты и компьютеры. Интерес к технике и тягу к развлечениям можно совместить с обучением и развитием, предложив ребёнку игры, которые научат составлять алгоритмы и даже писать код.

Kodable

Как думаете, с какого возраста нужно начинать обучение программированию? Создатели Kodable утверждают, что их игра доступна двухлетним детям. Учиться коду можно раньше, чем учить буквы. Гонять по лабиринтам весёлые рожицы действительно могут даже малыши, а заодно осваивать составление программ, указывая последовательность действий. Подсказки и рекомендации выполнены при помощи графики, так что читать ребёнку ничего не придётся.

Kodable рекомендуют для изучения информатики в начальной школе: учителя и родители могут контролировать процесс обучения, устанавливать уровни сложности и следить за успехами. Отличное начало для самых маленьких.

Code.org

На сайте Code.org, созданном некоммерческой организацией, международным движением «Час программирования», собрано несколько образовательных курсов для детей и взрослых. Возраст, с которого можно начинать, — четыре года. Одной игры, которая научит всему и сразу, там нет, зато есть пошаговое игровое обучение с персонажами различных мультфильмов. Переходя от уровня к уровню, можно учиться и создавать свои короткие программы.

Lightbot

В игре, доступной на смартфоне или планшете, маленький робот, подчиняясь командам, должен зажечь в нужных местах лампочки. Главная задача, которая при этом будет стоять перед ребёнком, — спроектировать путь игрушки при помощи простых команд. Задача родителя — объяснить малышам, что означают картинки.

Не факт, что ребёнок, играющий в Lightbot, вырастет гениальным разработчиком, но зато точно научится планировать действия и составлять простейшие алгоритмы. Это приложение тоже можно рекомендовать как одно из стартовых даже для дошкольников 4–6 лет. Разработчики предлагают и более сложную версию, которая подойдёт для детей старше девяти лет.

Родители, кстати, тоже с удовольствием могут потратить время на составление маршрутов. Робот достаточно забавный, чтобы понравиться детям, и достаточно серьёзный, чтобы не надоедать взрослым.

ПиктоМир

«ПиктоМир», разработанный НИИСИ РАН по заказу Российской академии наук, — наш ответ зарубежным аналогам. В НИИСИ РАН уже разработали систему «КуМир», в которой с программированием знакомятся старшие школьники, но игрового элемента в ней нет. «ПиктоМир», рассчитанный на дошкольников, получился увлекательным и очень доступным.

Робот раскрашивает поля, а ребёнок учится составлять алгоритмы. Все подсказки выполнены с помощью графики, поэтому «ПиктоМир» можно спокойно давать детям, не умеющим читать, начиная с пяти лет: заметно, что учёные постарались сделать действия понятными даже для малышей. Если родители не знают английского языка и ничего сами не понимают в программах, но очень хотят развивать логическое мышление у детей, «ПиктоМир» будет настоящим спасением. Мобильные версии доступны для iOS, Android и Windows Phone, но скачивать последние две придётся с сайта разработчика.

Robozzle

Выполнить задания и составить алгоритм движения стрелки по пазлу — такой смысл у игры, в которую могут сыграть уже младшие школьники. Правда, обыкновенная стрелка вряд ли увлечёт семилеток надолго, тем более если это будет первая из подобных игр. Зато может всерьёз заинтересовать школьников с десяти лет, уже знакомых с алгоритмизацией, потому что самые интересные головоломки, конечно, встречаются на более сложных уровнях. Robozzle предоставляет почти неограниченные возможности по созданию и поиску новых заданий, поэтому больше всего подходит не для изучения азов, а для постоянного повторения и практики.

Cargo-Bot

Ещё одна простая для освоения игра, на начальных уровнях которой комфортно будут себя чувствовать дошкольники. Поскольку текста в ней мало, детям достаточно различать отдельные буквы, чтобы выполнить первые задания и переложить ящики за меньшее число ходов с места на место. Над сложными комбинациями даже взрослые смогут задуматься надолго. Среди других обучающих и развлекательных приложений Cargo-Bot выделяется очень приятной картинкой. Кстати, Cargo-Bot был полностью спрограммирован на iPad.

CodeMonkey

Лайфхакер уже подробно писал про игру CodeMonkey, которая просто обязана занять достойное место в списке игровых обучалок для детей.

Онлайн-игра, в которой шаг за шагом дети учатся управлять забавной обезьянкой, построена очень просто и наглядно. Каждый новый уровень рассказывает о возможностях программирования, а чтобы выполнить следующее задание, придётся применить знания из предыдущего урока. Чтобы дойти до банана, нужно несколько минут, поэтому занятия удобно планировать так, чтобы ребёнок оставался увлечён и не успевал устать.

Большой плюс CodeMonkey в том, что эта игра даёт представление о синтаксисе как таковом, потому что команды нужно выбирать при помощи пиктограмм, а последовательность действий записывается строчками почти настоящего кода.

Scratch

Включать Scratch в этот список не совсем честно, потому что это не игра, а специально разработанная среда для обучения детей программированию, а не включать нельзя, потому что это отличный образовательный инструмент. Авторство Scratch принадлежит Массачусетскому технологическому университету, а в сообществе большая часть информации переведена на русский язык, поэтому Scratch доступен для очень широкой аудитории.

Возможности у Scratch действительно впечатляющие, хотя в нём нет заданий и уровней, зато есть море фантазии и средств для её применения. Поскольку цель в каждом проекте ребёнок должен установить самостоятельно, то и универсальных решений нет, зато есть простор для творчества, которого не хватает в играх, обучающих алгоритмизации. Scratch отлично подойдёт для детей от восьми лет, которым уже надоело гонять роботов и обезьянок по привычным маршрутам.

СeeBot

Нельзя забывать про классику, даже изрядно запылившуюся. Обучающие игры CeeBot появились в 2003 году как специальная разработка для образовательных учреждений. Изначально разработчики создали Colobot — игру о колонизации новой планеты, главная фишка которой была в том, что для управления персонажами нужно было писать свои программы.

CeeBot — игровой обучающий курс из нескольких заданий с подробными инструкциями. История про программируемых роботов на новой планете, уничтожающих местную фауну, конечно, для малышей не подойдёт, но для подростков, которые уже успели увлечься информатикой и представляют себе, что такое алгоритм, станет неплохим пособием. Выглядит CeeBot на фоне современных игр бледновато, но где ещё ребёнок будет управлять персонажами, создавая собственные программы, максимально приближённые к синтаксису С++?

CodeCombat

CodeCombat — это уже серьёзно, потому что в этой игре учат настоящий код и из победителя получится готовый программист. Вы выбираете язык программирования, на котором придётся писать команды для своего персонажа (игра предлагает Python, JavaScript, Lua или несколько экспериментальных вроде CoffeScript), и отправляетесь в путешествие за кристаллами.

Сажать за игру можно мальчишек и девчонок от восьми лет. Обучение и подсказки на русском языке, за $9,99 можно каждый месяц получать новые уровни для прохождения (первые 70 бесплатны). Игра может использоваться в школах, есть отдельные бонусы для учителей.

В игре перед стартом каждого уровня ребёнок будет читать забавные и мотивирующие цитаты о программировании, напоминающие, что «этот код сам себя не выучит». CodeCombat захватывает сильнее, чем обычные «бродилки» и «стрелялки», одна из лучших комбинаций отдыха и обучения.

Уже в 10-12 лет ребенок может делать свои IT-проекты: с чего начать его обучение программированию?

Основатель и генеральный директор Школы цифрового творчества.

Дарья Абрамова, основатель и CEO школы программирования и цифрового творчества «Кодабра», ответила на самые частые вопросы, которые задают родители, планируя научить ребенка программированию.

С какого возраста нужно учить детей программированию?

Универсального возраста нет. Сейчас чаще всего инициатором обучения программированию становится родитель. Кто-то приводит ребенка в 6 лет, кто-то в 12. Это не значит, что одни опоздали, а другие пришли рано. Все зависит от готовности родителя к этому шагу.

Часто родителям просто неловко приводить детей на курсы цифрового творчества, когда повсюду борются с зависимостью от гаджетов. Или, скажем, у них дочка — и они где-то прочитали, что «по статистике» девочки не предрасположены к программированию. Но когда взрослые сами сталкиваются на работе с ощущением, что остались за бортом технологического прогресса и не могут претендовать на перспективные профессии, они меняют отношение к гаджетам и решают дать детям цифровые навыки и навыки программирования. Чтобы дети в свою очередь чувствовали себя свободными в будущем и уже сейчас пробовали разные инструменты и технологии. Однако каждый родитель по-своему чувствуют ребенка и по-разному созревает для этого решения.

Читать еще:  Олимпиада спбгу по программированию

Разумеется, чем раньше ребенок начнет обучение, тем больше он успеет попробовать языков программирования, технологий, платформ и тем быстрее начнет сам что-то создавать, а не потреблять. Таким образом, он поймет, что есть масса возможностей делать собственные продукты, а не пользоваться чужими.

Маленькие дети воспринимают гаджеты и разные программы, как нечто, созданное не людьми, а какими-то волшебниками, или присланное к нам из космоса. Например, в нашей практике было несколько случаев, когда дети предполагали, что облако iCloud — это самое настоящее облако над нашими головами, в котором хранится информация.

Есть родители, которые приводят ребенка к нам уже в 6 лет, чтобы познакомить с компьютером и обеспечить ему наиболее комфортный вход в мир IT. Это позволяет избежать ситуации, когда ребенок открыл ноутбук и там залип, а родитель чувствует, что потерял контроль над процессом.

В школе программирования. Фото из архива автора

Для детей от шести лет у нас есть курс компьютерной грамотности, где ребенок через игру знакомится с устройством компьютера, клавиатуры, мыши, файловой системы, программ. Для ребенка это комфортный вход в сопровождении преподавателей.

Некоторые родители приводят к нам ребят 9-12 лет, которые много времени проводят в играх. Родители не понимают, как с этим бороться, и хотят перевести увлечение ребенка в полезное русло. В таком случае ребенок уже прекрасно знаком с компьютером и, вполне возможно, у него есть куча идей для собственных игр — а тут он узнает, что уже сейчас может начать программировать, воплощать их в жизнь и чувствовать себя самым крутым на районе. Это сильная мотивация, которая помогает превратить бесконтрольное увлечение в созидательный процесс.

Как правило, дети очень круто серфят в интернете, пользуются гаджетами и приложениями — но у них нет мотивации разобраться, как все это устроено, потому что им никто не рассказывает, что уже в 10-12 лет можно самостоятельно создавать свои игры, сайты, видео и приложения. Более того, у них нет ассоциации между уроками информатики в школе и возможностью делать свои IT-проекты.

Как-то я проводила занятие у старшеклассников и попросила их рассказать, что для них значит информатика — ведь им совсем скоро предстояло поступать в вузы. Оказалось, что ребята воспринимают информатику как скучный предмет, потому что чаще всего это — «эксель» или «ворд» на черно-белом экране. Они не понимают, какая в этом польза.

Они думают только о ближайшем ЕГЭ, ради которого готовы работать. Но если им предложить запрограммировать своего бота, который будет помогать решать задачи, то у них тут же появится интерес. Потому что это будет про их реальную жизнь — про фан, хайп и решение реальных проблем. В этот момент они понимают, что технологии упрощают жизнь. Что технологии — это круто и современно, это новый способ быть модным.

По моему мнению, не стоит дожидаться поступления в вуз, чтобы ребенка там обучили основам программирования. Это неправильная история — когда все надежды на получение профессиональных навыков ложатся исключительно на высшее учебное заведение. Любое высшее учебное заведение устроено по принципу «30% материала тебе дают, а 70% ты изучаешь сам». Ребенку будет крайне полезно попробовать взрослые языки программирования, технологии и программы уже в школе. Тогда во взрослом возрасте он сможет свободнее ориентироваться в том, какие знания, дисциплины и технологии ему необходимы.

По нашим оценкам, только 25% родителей в Москве знают, что в принципе существует возможность учить детей компьютерной грамотности и программированию. Эту ситуацию, конечно же, нужно менять.

В чем польза программирования для ребенка?

В последнее время все чаще говорят о том, что многие сферы находятся на стыке с IT — в ритейле, в сельскохозяйственной индустрии, в том же образовании все изменения происходят сейчас из-за развития технологий. Получается, что цифровые знания просто необходимы для формирования осознанного общества, для воспитания поколения, которое изменит мир. Наша задача — генерировать внутри страны решения, которые позволят совершенствовать все индустрии.

Мы повсеместно сталкиваемся с тем, что в крупных компаниях решение бизнес-задач в «экселе» или «ворде» — это не то, что позволяет получать быстрые и высокие результаты. Это вовсе не означает, что все поголовно должны быть программистами, однако IT-скилы действительно помогают быстро найти крутые решения для текущих задач.

Сегодня любому специалисту необходимо понимать, как работают технологии, которые использует его компания, как устроены сайты и приложения, зачем нужны нейросети, что такое блокчейн, как грамотно описать свою задачу тем же технарям. Этого базового технического представления сегодня сильно не хватает.

Именно с таким запросом к нам обратились представители крупной компании и попросили дать сотрудникам 35-45 лет базовые навыки, благодаря которым они смогут находить для своих проектов более современные и технологичные решения. Поскольку сегодня взрослые сталкиваются с такими потребностями в бизнесе и в работе, хочется дать детям эти навыки, чтобы они уже сейчас свои школьные задачи решали с помощью технологий.

В школе программирования. Фото из архива автора

Если детям нужно сделать какой-то проект в школе, кто-то пойдет раздавать бумажные анкеты по классам — и это тоже отлично — а кто-то возьмет и сделает свой сайт. Такой подход открывает больше возможностей: полученную информацию можно будет дополнять, делиться с другими классами, передавать между школами.

На таких проектах дети развивают логическое мышление, осваивают основы программирования и учатся структурировать информацию. А параллельно ребенок изучит, как лучше компоновать цвета, размещать объекты и еще кое-что про дизайн поймет.

Дальше, сталкиваясь в старшей школе и институте с техническими дисциплинами, ребенок уже не испытает такого стресса, потому что будет понимать основы программирования и на эти знания будет легко накладываться любой язык. Сегодня мы, взрослые, постоянно ограничиваем себя незнанием технологий. Очень важно, что знания в IT позволят ребенку в будущем при выборе профессии не быть ограниченным ничем.

Онлайн- или офлайн-обучение?

Недавнее общение с нашей целевой аудиторией показало, что родители приводят детей к нам на курсы не только, чтобы обучить их программированию, но и ради социализации. Причем для них это не просто общение с другими ребятами — это общение с детьми-гиками, увлеченными технологиями. Это дети из других школ, с другим бэкграундом и со своими мечтами и целями. Дети обмениваются опытом друг с другом, у них расширяется кругозор, они находят единомышленников и объединяются в команды.

Конечно, онлайн-формат в этом смысле проигрывает. Я сама много раз училась онлайн в группах — там редко возникают общие темы и ощущение привязанности друг к другу.

Но там обычно и не стоит задачи социализации — закрывается задача получения навыков.

Если у родителей нет другого варианта, кроме как онлайн-курс, — например, семья живет в регионе, в другой стране, то это, естественно, лучше, чем вообще не заниматься. Или, например, если у ребенка много других занятий, и так полно социализации, то это тоже вполне себе подходящий формат.

В школе программирования. Фото из архива автора

Важно помнить, что занятия онлайн должны быть гораздо короче, чем офлайн. Ребенку необходимо давать информацию маленькими порциями, чтобы он меньше отвлекался и получал максимальное количество концентрированного полезного материала.

Мы тоже запустили онлайн-курсы в тестовом формате. Поскольку там ребята постоянно переходят с уровня на уровень, у них возникает особенная привязанность не друг к другу, а к преподавателю. Потому что на занятии они в основном коммуницируют именно с ним. В таком случае лучше не менять преподавателя — тогда будет больше мотивации продолжать обучение.

Сейчас мы активно собираем фидбек от родителей и учеников, чтобы понять, как усовершенствовать обучение онлайн и сделать его более продуктивным.

Можно ли учиться программированию в игровой форме?

Есть два варианта обучения детей цифровому творчеству и программированию. Первый — когда ты попадаешь в игру, где у тебя есть разные задания. В нашем случае такая игровая среда — Minecraft. В ней дети учатся программировать, создавать собственные объекты, изучают булеву алгебру и многое другое.

Другая история — когда я сам создаю свою игру. На мой взгляд, это также разновидность игровой формы обучения, ведь дети тоже погружаются в эту среду, думают, какой проект им создать, какого персонажа. На мозговых штурмах обсуждается механика и логика игры, кто будет врагом, а кто союзником, как будет выглядеть этот новый мир.

По сути, в этот момент дети занимаются привычным для себя делом — играют. Но при этом они решают сложные задачи геймдизайна и других областей.

Обучение программированию в игровой форме кажется нам естественным и единственно правильным подходом, который позволяет раскрыть весь потенциал ребенка. Когда дети в школе дискриминируют синус и косинус, не осознавая, зачем это нужно, у них не складывается понимание, как эти знания применить в реальной жизни. Когда же дети могут те же знания продуктивно использовать, создавая свою виртуальную реальность, это имеет гораздо больший образовательный эффект.

Читать еще:  Самоучитель веб программирования

С каких языков программирования лучше начать обучение?

На мой взгляд, при выборе курса правильнее ставить вопрос немного иначе: с какого продукта начать — что интереснее сейчас создать ребенку: игру, мультик, сайт или видеоролик. Возможно, ему захочется сделать какой-то проект для школы, и это станет его основной целью, для достижения которой он будет изучать соответствующие языки и программы.

Если ребенок маленький, то код для него будет физически сложноват — обычно он еще совсем не знает английский и даже не умеет пользоваться клавиатурой. В таком случае лучше работать с визуальными языками программирования, но опять же — использовать их в работе над проектом, который нравится ребенку.

Или можно зайти с другой стороны. Предположим, родители знают язык программирования Python — они задаются вопросом, что можно вместе сделать на этом языке, чтобы ребенку было интересно. Например, с ребенком 12-13 лет можно создать бота, который каждый день будет присылать ему в Телеграм расписание уроков или какой-то ежедневный квест. В общем, суть в том, чтобы всегда думать не о выборе конкретных технологий, а о результате, который вдохновит ребенка и побудит продолжить получать знания.

Какой язык программирования изучать школьнику 10-12 лет

Сразу начнем с простого факта: в современном мире навыки кодинга и программирования становятся на одну ступень с навыками чтения и письма. Да, именно так: компьютерные технологии настолько прочно вошли в нашу жизнь, что умение программировать – это уже необходимость, а не дополнительный бонус к общему образованию.

Навыки программирования важны не меньше, чем навыки чтения

Еще в 2012 году на конференции TED профессор Массачусетского университета М. Резник озвучил смелое, но вполне обоснованное замечание, что, несмотря на умение писать, не каждый из нас стал профессиональным писателем. Так же и с программированием – не нужно стремиться стать вторым (третьим…) Марком Цукербергом, чтобы «подружиться» с миром информационных технологий.

В конце концов, обучение программированию имеет более широкий эффект: развивается абстрактное мышление и логика, появляется понимание межпредметных связей и устройства мира, который нас окружает. Да и в реальной жизни намного проще тому, кто умеет просчитывать свои действия, разбивать сложные задачи на более легкие, строить алгоритмы собственного поведения. Всему этому учит программирование.

В общем, совершенно неважно, кем хочет стать ребенок – врачом, инженером или дизайнером интерьеров. Навыки кодинга будут полезны в любой из этих областей. Более того, в 10-12 лет он совсем не задумывается о будущей профессии. И здесь обучение программированию снова сыграет важную роль – оно разовьет способность мыслить определенными категориями, познакомит с миром цифровых технологий и – кто знает – может быть, это и станет тем самым поворотным моментом?

Именно поэтому уроки алгоритмизации и кодинга медленно, но уверенно входят в обязательную программу современного школьника. К примеру, в Японии программирование стало обязательным предметом в начальной школе (а уж японцы знают толк и в высоких технологиях, и в образовании). Аналогичная ситуация наблюдается в Англии, Израиле и некоторых других странах.

С какого же возраста изучать программирование? На эту тему написано немало статей, но мы, вслед за упомянутым М. Резником, озвучим свое мнение – чем раньше, тем лучше. Нужна конкретика? Пожалуйста: возраст 10-12 лет кажется наиболее подходящим.

10-12 лет – оптимальный возраст для знакомства с программированием

Программирование в 10 лет? Вы шутите?

Нет, мы не шутим. Вот вам еще один факт, уже из сферы физиологии: именно в этом возрасте наиболее активно начинают формироваться те лобные доли, которые отвечают за логику, абстрактное мышление и способности к программированию.

Нужно добавить, что к 23-м годам эти участки мозга заканчивают формирование, что и объясняет сложность изучения программирования для взрослого человека. И это еще одна гиря на чашу весов в пользу раннего знакомства с миром цифровых технологий.

Но тут возникает другая проблема: какой язык выбрать? Очевидно, что C++, Java или Ruby – это не лучшие варианты. Это серьезные технологии, которые требуют высокого «порога вхождения», то есть прочных начальных знаний. Конечно, у 5-классника такой базы нет.

По большому счету, дело здесь не в начальных знаниях, а все в той же физиологии и способностях мозга – в этом возрасте очень сложно перестроить свое мышление на «программистский лад», сложно осмыслить такие понятия, как функция, цикл или константа, наконец, сложно просто усидеть на месте более получаса.

Остается одно – изучать программирование в игре! Создавая игры, ребенок развивает абстрактное мышление, учится строить алгоритмы, познает связи между явлениями цифрового и реального мира. Кроме того, он повышает свою самооценку («а я вчера сам игру написал»), получает повод для гордости и самоутверждения.

Давайте проще: нам нужна методика, благодаря которой будущий разработчик почувствует себя волшебником. Создал кнопку -> написал команду -> получил результат. Магия? Мы называем это программирование. И такие методики есть.

Для школьников программирование похоже на магию

Выбираем язык программирования для школьника 10-12 лет

  • Python. Один из наиболее популярных ЯП. Его достоинство состоит в том, что он тот самый «настоящий» язык, который применяется не только для обучения программированию, но и в серьезных проектах. Подумать только – его используют NASA, Google и другие мировые компании! К тому же он достаточно прост для изучения, так как изначально создавался как «рабочий» инструмент.
  • JavaScript. Ник Морган, один из разработчиков Twitter, написал отличную книгу «JavaScript для детей», которая рассчитана на программистов 9+:-). Всего за несколько месяцев она стала хитом продаж не только в США, но и в России. Это объяснимо – js прост для изучения, не требует компилятора (нужен только браузер), а проекты, выполненные на этом ЯП, помогают почувствовать себя настоящим разработчиком: на нем создаются анимационные клипы, игры, интерактивные ролики и пр.
  • ActionScript. Увлекательный объектно-ориентированный язык программирования, который помогает школьникам сделать первые шаги в мир компьютерных технологий. Конечно, он имеет и прикладное значение, но чаще используется в качестве учебного языка. В частности, он незаменим при создании двухмерных игр, анимации, презентаций.

Подводим итоги

10-12 лет – оптимальный возраст для начала изучения программирования. Главное – найти подход и выбрать правильную методику. Проверено, что ребенок «загорается» идеей разработки программ, сайтов и приложений именно в игре. Для этого нужно использовать те языки, которые позволяют это сделать.

Учиться программированию должно быть интересно.

Не менее важна подача материала. К примеру, в нашей Академии широко используется визуализация, ведь дети мыслят образами, а не сухими цифрами, которыми так изобилует академическое обучение программированию. К тому же мы говорим со школьниками на одном с ними языке, так как для любого термина из онлайн-мира всегда найдется аналог из нашей повседневной жизни. Все это помогает отлично усваивать материал и искренне полюбить свое дело.

И последнее. Система образования России очень консервативна, и обучение программированию пока не заняло в ней достойного места. Вы можете помочь себе сами! Приходите к нам на курсы, набор в группы для школьников проходит в начале каждого учебного года.

Как научить ребёнка программировать

Как научить ребёнка программировать

  • Подборки , 1 июня 2018 в 14:40
  • Евгений Туренко

В этой статье мы расскажем родителям, как самостоятельно обучить ребёнка основам программирования. Кстати, описанные ресурсы могут помочь не только детям. Поэтому любителям курсов «Java за 3 дня» тоже не будет лишним прочитать материал.

Прежде чем начать обучение, нужно понять, что объяснить что-то ребёнку часто сложнее, чем взрослому. Как минимум нужно быть усидчивее, терпеливее и сдержаннее. Иначе нервный срыв будет у всех участников учебного процесса. Также почитайте разные статьи об обучении детей программированию, например, интервью с заведующим отделом учебной информатики НИИСИ РАН А.Г. Кушниренко.

Примечание Если вы не планируете научить ребёнка программированию на 1C, то есть смысл отдать его на курсы английского языка, чтобы у него было хотя бы базовое понимание англоязычных терминов и текстов.

Перед началом обучения желательно поставить цель. Подумайте, чего должен достичь ваш ребёнок после освоения того или иного аспекта программирования. Например, если вы хотите научить его пользоваться компьютером на продвинутом уровне, то вероятнее всего, не нужно углубляться в языки вроде C++. Достаточно будет просто освоить Scratch, а также рассказать и показать, как работает Web. Уже на этом уровне ребёнок будет выделяться среди своих сверстников.

25 февраля – 18 мая , онлайн, беcплатно

Если ваша цель — заинтересовать ребёнка в профессии программиста, то имеет смысл начать разрабатывать учебный план. Для этого можно посмотреть, как преподносится материал на YouTube в видео с большим количеством положительных комментариев. Также стоит обратить внимание на Khan Academy. Там есть множество материалов для детей и взрослых, и вы можете просто перевести их и использовать для обучения своего ребёнка.

Примечание Возможно, было бы рациональнее сначала научить ребёнка строить небольшие алгоритмы, потом обучить базовым понятиям английского, и только затем переходить к программированию.

Инструменты для начала обучения программированию

Scratch

Наиболее популярная среда для обучения как совсем маленьких, так и детей 10+. Программы создаются с помощью блоков с понятными для детей описаниями действий. Детям нравится смотреть на результаты своего труда, здесь они увидят или интересную игру, которую сами сделали, или какую-нибудь анимацию. Ещё существует аналог Scratch для iOS — Hopscrotch. Кроме того, есть версия для совсем малышей и называется она Scratchjr, однако разрабатывается не командой MIT.

Alice

В этой среде для разработки программ, анимаций и видео ребёнок сможет освоить базу объектно-ориентированного программирования. Всё полностью бесплатно и с открытым исходным кодом, так что можете даже внести свой вклад в проект.

StarLogo TNG

Программное обеспечение для моделирования и симуляторов. Позволяет создавать обучающие игры, на основе которых можно объяснять доступным языком функционирование сложных систем.

Более продвинутый вариант Scratch. И выглядит, и работает сложнее, но ребёнок тоже растёт, верно? В Snap реализована возможность создания своих собственных блоков.

Gamefroot

Очередной блоковый редактор кода, позволяющий строить уже более масштабные алгоритмы, чем в Scratch.

Code.org

Отличный сайт, в том числе с русскоязычным контентом. Он сочетает в себе множество игр с разными уровнями. Игры построены таким образом, что приучают ребёнка искать самый короткий, но при этом выгодный путь для достижения цели. Более того, материал разбит на возрастные группы, что упрощает навигацию.

ПиктоМир

Полностью русскоязычная и российская разработка для обучения детей основам программирования. Отличается от предыдущих ресурсов тем, что программирование строится не путём использования блоков, а с помощью пиктограмм. Кроме того, ресурс, благодаря своей кроссплатформенности, позволяет использовать очень старые версии Android и iOS.

Конструкторы

Arduino

Когда речь заходит о программировании, то нельзя не сказать про Arduino. Такие игрушки подходят как детям, так и взрослым. Кроме того, программирование микросхем может заинтересовать ребенка роботехникой, что, конечно, не хуже, чем Web. А ещё Arduino работает со Scratch.

Raspberry PI

Raspberry PI — небольшой одноплатный компьютер под управлением Linux, который совместим с Arduino. Кроме того, он поддерживает язык программирования Python, что покажет ребёнку, как выглядит программирование у взрослых.

Lego, как Arduino, позволяет программировать свои конструкторы, но не все. Кроме того, Lego не может взаимодействовать ни с Arduino, ни с Raspberry, что уменьшает его шансы на популярность среди детей возраста 6+.

Примечание Чтобы заинтересовать ребенка миром IT еще сильнее, можете предложить ему почитать необычные статьи об устройстве тех или иных технологий. Например, обратите внимание на статью о том, как устроен Интернет под водой.

Заключение

Прежде чем делать из своего ребёнка высококлассного программиста исходя из своих интересов, попробуйте понять его характер и в соответствии с ним уже выбирать то, что больше подойдёт для обучения. Не нужно пытаться реализовать в ребёнке свои мечты, чаще прислушивайтесь к его интересам и желаниям. Если вы хотите больше узнать о психологическом аспекте обучения, то зайдите на Постнауку, а мы же предлагаем ознакомиться с нашими материалами уже взрослым программистам.

9 игр и платформ, которые научат ребенка программировать

Наши коллеги вместе с порталом Dowtown подготовили специальный материал для родителей. Используя перечисленные платформы, дети смогут создавать собственные миры или создавать игры на основе «Звездных войн» или Minecraft.

Язык программирования LOGO

Лого — один из первых языков программирования, созданный для обучения детей. Его разработали в 1967 году педагог Сеймур Пейперт и ученый Идит Харель. В LOGO впервые использовали метод «черепашьей графики», который позднее часто использовался и в образовательных целях, и в профессиональной графике. Пользователь с помощью команд управляет одной или несколькими черепашками, которые оставляют за собой следы. Цель — задать команды так, чтобы черепашки создали рисунок.

Для Windows есть бесплатная образовательная среда программирования FMSLogo, которая широко используется в школах Великобритании и Австралии. Для Mac OS X есть бесплатная программа ACSLogo. В российских школах используются ЛогоМиры и ПервоЛого, поддерживающие русский язык. Стоимость программ от 1000 рублей.

Язык программирования Scratch

Scratch — популярная программа для обучения детей программированию, переведена на 50 языков, включая русский. Scratch сделан на основе идей языка программирования Logo и конструктора Lego. C его помощью можно создавать мультфильмы и двухмерные флеш-игры. В меню доступны готовые герои, их можно редактировать. С помощью скриптов, представленных в виде пазла, можно программировать движения и речь, менять внешность, реакцию на действия пользователя и другие параметры. Текущая версия размещена онлайн, в ней используется Adobe Flash Player. Это бесплатная программа, интерфейс на русском языке.

«Скретч идеально подходит для обучения детей, хотя в этой среде можно писать и настоящие программки, например, для управления роботами. На официальном сайте сказано, что среда программирования создавалась для детей 8-16 лет, но использовать ее могут все, в том числе дети более младшего возраста вместе с родителями», — блог Alizar на Habrahabr.ru

Игра Cargo-Bot

Cargo-Bot — первая игра, созданная на iPad. В ней нужно программировать кран, чтобы он расставлял контейнеры в нужном порядке. Вместо кода в игре используются кубики с действиями, которые нужно выстроить в специальном поле в определенном порядке. Затем кран выполняет заданные действия. Цель — выполнить задачу, используя как можно меньшее количество кубиков. Игра на английском языке, рассчитана на детей до 11 лет.

Cod Builder для Minecraft

Cod Builder позволяет писать модификации для популярной игры Minecraft: изменять окружающую среду, время суток, задавать действия для персонажей. В меню доступны три редактора — MakeCode (встроенный), Scratch (в виде веб-приложения) и Tynker (есть библиотека готовых скриптов). Это приложение — часть образовательной программы Minecraft Education, поэтому сначала нужно зарегистрироваться в программе, затем скачать Minecraft Education Edition и Cod Builder. Это бесплатная демо-версия на английском языке.

Игра CodMonkey

CodMonkey — игровая среда, в которой пользователь программирует действия обезьянки. Цель каждого уровня — взять банан, для этого нужно считать шаги, разворачиваться и преодолевать препятствия. Игроку предлагаются команды, из которых он пишет код. Затем этот код запускается, и можно сразу видеть результат. Первые 30 уровней бесплатные, затем нужно приобрести подписку — минимум $3,25 в месяц, есть тарифные планы для учителей. Игра на русском языке.

Игры Blockly от Google

Blockly — библиотека компании Google, которая позволяет из готовых блоков создавать веб- и Android- приложения. Для детей разработчики создали серию игр, позволяющую шаг за шагом вникнуть в принципы работы библиотеки. Каждая игра учит отдельным принципам — задавать цвет, форму объекта, приводить в движение, реагировать на движение других объектов. Программа состоит из блоков, отвечающих за нужные функции, потом пользователь видит, как она выглядит на языке JavaScript. В каждой игре 10 уровней. Например, в Pond Tutor после прохождения уровня предлагается повторить программу JavaScript. Последняя игра Pond — сражение между четырьмя утками на пруду. Задача игрока — запрограммировать свою утку так, чтобы она реагировала на других уток, стреляла по ним и в итоге победила. Библиотека переведена на русский язык.

«Blockly прекрасно подходит даже для самых маленьких — чтобы начать программировать, здесь не нужно читать длинные задания и инструкции. Ты вроде бы пытаешься помочь желтому человечку выбраться из лабиринта, а на самом деле уже написал свой первый код на JavaScript», — Newtonew.com

Платформа Tynker

Tynker — игровая платформа, позволяющая программировать роботов, создавать игры и приложения, также есть возможность создать свою модификацию Minecraft. Ребенок учится программировать на блоках из определенных команд, затем переходит к языкам JavaScript и Python. Платформу используют в 60 тысячах школ по всему миру. Есть бесплатные функции и подписка, которая включает онлайн-курсы, мобильные курсы и другие бонусы. Доступно только на английском языке.

Kodu Game Lab

Kodu — визуальный конструктор компании Microsoft, который позволяет создавать трехмерные игры. Пользователь создает игровые миры, внедряет персонажей и устанавливает правила взаимодействия с другими персонажами и предметами. Программа распространяется бесплатно, есть только на английском языке.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты 220 Вольт
Adblock
detector